Четверг, 17.08.2017, 06:42

  Роман МАМАЕВ

Приветствую Вас Гость
RSS
Narod.RU
artNEXX Международный арт-портал



Каталог артистов - Баянисты, аккордеонисты Каталог артистов - Шоу
Биография
Музыка для ВАС




О жизни Аккордеона.
 
    Как все начиналось...
   6 мая 1829 года Кирилл, Карл и Гвидо Демианы /Cyrill Demian, 1772-1847/ подают заявку на патент об изобретении под названием «аккордион» /Accordion/. 23 мая 1829 года в Вене было официально запатентовано создание нового музыкального инструмента . В 1834 году по окончании срока патента, привилегия на изобретение была аннулирована.
   Прототипом инструмента могла являться «концертина» - игрушка-приспособление для настройки органов потомственного Берлинского органного мастера Христиана Фридриха Людвига Бушмана /1805-1864/, которую он изобрёл (по некоторым данным) в 1822 году. Документов подтверждающих это факт нет.
   Летом 1830 года мастер Иван Сизов купил инструмент Демианов на Новгородской ярмарке. С этого момента в Туле и зародилось кустарное, а затем и серийное производство гармоники– инструмента который получил широкое распространение и любовь народа нашей обширной родины - России.
   Нельзя не упомянуть в этом кратком историческом экскурсе о китайской губной гармонике – шэне– как о прародительнице первой гармоники. Поэтому можно считать её родиной и древний Китай, а историю возникновения инструмента расширить до пяти-шести тысяч лет. 
   Но до того как он предстанет в своём нынешнем виде пройдёт ещё очень много времени.
   Австрия, Америка, Германия, Италия, Китай или Россия – гармоника была, есть и будет привнесённой в традиционный быт и творчество людей и это факт, как и то, что она весьма любима и популярна народами этих и других стран.
    Немного технических подробностей... 
  Природа появления звука всех аккордеонов, баянов и гармоник родственна - это воздействие воздушной струи на металлический голос (язычок), проскакивающий в проёме металлической планки. Это язычковые клавишно-духовые музыкальные инструменты. 
   Значительные изменения, внесенные мастерами в ходе эволюции гармоники, привели к тому, что незатейливый, достаточно простой инструмент    превратился в сложную механическую конструкцию. И вот уже со второй половины ХХ-века мы имеем многотембровый инструмент, с двумя типами клавиатуры в правой руке (клавиши или кнопки) и двумя системами в левой руке (бас-аккорд и выборная).
   За инструментом с клавишной (фортепианного типа) клавиатурой в правой руке закрепилось в русском языке название – Аккордеон(отсюда понятие аккордеонист). Конструкция левой клавиатуры, впервые предоставившая возможность с помощью одних и тех же голосов двенадцатиступенного звукоряда извлекать готовые мажорные и минорные трезвучия, а несколько позже и доминантсептаккорды, была впервые запатентована в марте 1897 года в Италии, как инструмент, изготовленный Паоло Сопрани и вскоре привилась во многих странах.
   Гармонике же с кнопочной клавиатурой в правой руке - дали название - Баян(отсюда и понятие баянист), по имени легендарного народного певца-сказителя Бояна. В России инструмент с трехрядной хроматической правой клавиатурой и соответствующим ей полным набором хроматического басо-аккордового аккомпанемента был изготовлен и представлен на кустарно-промышленной выставке 1897 года в Туле известным мастером-изготовителем гармоник, исполнителем Павлом Леонтьевичем Чулковым (1875 – 1932).
    Еще немного истории...
   Учитывая важность социально-политического аспекта гармоники (баяна) во всей художественной жизни молодой Советской республики, именно гармошка с кнопочной правой клавиатурой активно развивалась и насаждалась в культурно-образовательном и производственном процессе СССР. Так социальный заказ и "политическая" роль баяниста привели к тому, что производство качественных аккордеонов значительно отставало от производства баянов. А адепты-проводники политики партии преуспели в создании «окультуренной» массы бывших сельских гармонистов, а теперь академических исполнителей, баянистов-лауреатов. Они неутомимо агитировали исполнителей на переход с клавишной на кнопочную систему, т.е. с аккордеона на баян. Мотивируя это тем,что баян это, якобы, более технологичный и перспективный русский инструмент, а аккордеон, хоть также народный и природа родственная, но космополитичный, западный, а значит буржуазный инструмент.
   Должен заметить, что "секта" баянистов в этом значительно преуспела. До настоящего времени «кнопочников», т.е. баянистов в современной России значительно больше. Образовательный процесс по классу аккордеона и всё что с ним связанно ведётся в Вузах, как правило, баянистами. А купить хороший аккордеон у нас, до некоторых пор, вообще было не возможно, даже при наличии средств... 
   Но вот что ценно: эта ситуация пошла на пользу аккордеону и аккордеонистам!
   Нужно отметить рост популярности клавишного инструмента - аккордеона!
   И во многом это произошло благодаря творчеству великолепного эстрадного исполнителя Валерия Андреевича КОВТУНА.
    Размышления на заданную тему...
   У меня возникает законный вопрос: почему некоторые российские баянисты так упорно смешивают понятия?! Почему они вдруг стали называть себя кнопочными аккордеонистами?!
   Балалайку в Японии называют балалайкой (хотя корень слова тюрский -бала-), волынку в Китае волынкой..., а в России считают приемлемым следующее: «использование слова «аккордеонист» в названии» профессиональной организации (а значит и исполнителей), «так как термин аккордеон принят в международном сообществе для обозначения и кнопочных и клавишных инструментов».
   Какое незатейливое обрезание великого и могучего русского языка!
   Эти деятели, горе-баянисты, ещё бы сослались на то, что в ВТО от этого нас быстрее примут...
   Скорее всего, это стремление быть «гламурно» названными и конъюнктурно модными, так как самоназвание гармониста баянистом уже, по их мнению, дискредитировало себя и, видимо, звучит, для них не вполне "благородно".
   Своего концептуального, ликвидного и востребованного не сгенерировали, а СССР кончился. Дотаций, гарантий и прочих соц. благ тоже не стало. А аппетит остался! Учитывая, что у руля бюджетной кормушки по-прежнему всё те же («У рояля - тоже самое») что и при Чапаеве, а «Настоящих, буйных мало – Вот и нету вожаков» им приходится лицемерно цепляться за название и прочие неубедительные аспекты.
   Каждый инструмент имеет свой репертуар, диапазон и технический арсенал (средства воплощения) направленный на реализацию художественных задач. Поэтому под девизом – «котлеты отдельно, мухи - отдельно», важно развести названия, понятия и представления. Как это происходит, к примеру, у альтистов и скрипачей, пианистов и исполнителей на клавесине (тем более органе), гитаристов, домристов и балалаечников и т.д. Где стиль, направление в котором развивается инструмент, имеет свои ориентиры (личностей) и систему координат (репертуар). Естественно, что каждый инструмент должен иметь своё имя и лицо, а не обслуживать сформированные условия и требования, так называемые «должностные инструкции» диназавров от баянизма, которые, в результате наштамповали «клавишных» баянистов, в угоду своим представлениям о том, как надо! В общем, есть почва для размышлений и принятия решений людьми неравнодушными и сильными.

 
Роман МАМАЕВ (музыкант).
 
27.11.2009г.
При перепечатывании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright MyCorp © 2017