Понедельник, 26.06.2017, 20:27

  Роман МАМАЕВ

Приветствую Вас Гость
RSS
Narod.RU
artNEXX Международный арт-портал



Каталог артистов - Баянисты, аккордеонисты Каталог артистов - Шоу
Биография
Музыка для ВАС




Аккордеон - гармоника и «баянизм»

                                             – современная история народной легенды.

        Многообразие и широта диапазона существующих форматов исполнительства на народных инструментах поражает. Представлено всё, и академическая зона музицирования, и её современная ультраформа (понятная только избранным), и разудалые пассажи, сопровождающие традиционные народные гуляния, и адаптированный к обывательскому спросу припопсованный микс-«тынц-дынц» комбикорм, и, наконец, нетленное ретро.
        Но, несмотря на все это разнообразие, налицо факт значительного сокращения набора потенциальных «жертв искусства» на всех стадиях образовательного цикла. Качество также оставляет желать лучшего. Даже отчётные концерты аспирантов (магистров) представляют упрощенную, компромиссную форму, отличную от традиционного концертного выступления профессионального академического артиста.
        Наши традиционные вопросы: - «Кто виноват?» и «Что делать?» - это тема для целой дискуссии. Но уверен, есть повод отметить некоторые аспекты для ясного понимания сложившейся ситуации в «народной» среде.

  Обратимся к урокам истории, ведь она имеет свойство повторяться.
      Так вот, если народ в государстве, паства у прихода, гильдия ремесленников или творческое сообщество видит, что дела не идут (соседи беспокоят, знамения и промыслы не божественны, продукт не востребован, творения без отклика и отдачи), то происходит, как правило, смена руководителя, пастыря, линейки продукции, поиск новых перспектив и критериев. В конце концов, радикальные реформы, направленные на действенное оздоровление ситуации в той или иной области.
      Тут как в театре, необходима смена репертуара, декораций или собственно актеров. Только для одних театр – это жизнь, а люди в нём актёры (марионетки), а для других жизнь – это театр, и человек в ней режиссёр.
      Майкл Карлеоне однажды сказал: - «Если история чему-нибудь и учит, то только тому, что убить можно кого угодно». Я добавлю: - Любое дело, тоже, можно похоронить.

  Как собственно всё начиналось, возникли троны и восседающие на них?! .
      Основы были заложены с приходом пролетарских вихрей в Россию. Идеологи молодой советской республики заметили и оценили общественную значимость «мужичка с гармошкой» и со свойственным им масштабом взяли его «в оборот». Но всё имеет свойство заканчиваться. И закрытый для остального мира Совок, раз и развалился.
      Все без исключения динозавры «баянизма» (наши кормчие) ностальгируют по безвозвратно ушедшему прошлому! Они, «рулевые», засиделись и заигрались, делая вид, что работают, создавая иллюзию бурной деятельности! Все они, кто точнее сказать «рулит» у кормушек бюджетными местами, ставками и нагрузками, баянисты, кому, как правило, за шестьдесят и более лет.
      От традиционной (частушки, народные песни и пляски) распространившейся формы бытования инструментального исполнительства на гармошке (Советское название модифицированного инструмента – «баян») в дореволюционной России собственно и получили все бонусы нынешние заслуженные баянисты. Она была для них опорой в общении с донором, властью Советов, так называемых рабочих и крестьян, ведь безыдейная свободная форма, наполнилась идеологией!
      Не смотря на эту мощную поддержку начальная форма, к сожалению, не получила необходимой степени ликвидности в своём последующем развитии.
      Скоморошничество а-ля «Играй гармонь» - это не в чести, тем более понятно, что оно не добавляет жанру модности и притяжения, необходимого поколению «бит-боксеров, ранеток, реперов, фабрикантов и прочих шевелящих челюстями поющих гламурных трусов». А также, что не мало важно потребителей, формирующих мнение об их творчестве, «тусовщиков-клабберов»!
      Вектор развития, полученный «окультуренной» массой бывших сельских гармонистов, а теперь академических исполнителей, баянистов-лауреатов оторвавшихся от своих народных корней, с утратой экономического и идеологического базиса потерял свою актуальность и концептуальность, но аппетит и желание циклопировать масштаб своей деятельности остались.
      В современной России выживают более коммуникабельные формы и методы деятельности. Влияние на толпу оказывают уже другими средствами и технологиями. Мужичок с гармошкой, конечно же, сюжет со своей историей, но не такой гипертрофированный, как его хотят представить, а скорей рудиментарный.
      Провиденциальных фигур, видящих перспективу горизонта и панораму пространства я среди них, увы, не наблюдается, а заниматься то чем-то надо, пока вперёд ногами не вынесли с тронов созданных ими же при Совке. Больше они ни чего не умеют, поэтому мы и пожинаем плоды этой иллюзии бурной деятельности. Да и провинциальные потоки потенциальных «жертв искусства» вместе с поддавшимися искушению иностранными подданными худо-бедно дают пока возможность «кафедральным диназаврам» вербовать и набирать себе на прокорм, с тайной мыслью, «на наш (их) век хватит…».
      Ну да Бог с ними, тут как в романе «Игра в бисер», финал у этих магистров методичек, должностных инструкций и виртуальных междусобойчиков один. Жаль только, что развития и перспектив у дела при таком подходе не много.
      Поэтому, научив по нотам играть тех самых рабочих и крестьян на баяне, переложения и транскрипции мировой инструментальной классики с дипломами и без, отправили этим форматом покорять пешеходные зоны иноземных городов. Такая вот «выездная» патриотическая модель! Ведь реальной культуры потребления академической зоны музицирования, тем более её современной ультра-формы внутри страны так и не удалось создать (формула «деньги в кассы, культуру в массы» здесь не работает).
      Следствием этого является переориентация тех, кто прошёл длинную образовательную стадию и сохранился не зашоренным. Они, как правило, подёргались, всё поняли и благополучно переориентировались на другой вид жизнедеятельности, и таких много.
      Массовой пропаганде, а тем более профессиональной ориентации это явно не способствует, да и попахивает расточительством со стороны государства. Зачем столько бесперспективных кафедр, профессоров и нищих лауреатов-баянистов.
      Здесь не та ситуация, когда в СССР создавались НИИ и КБ, чтоб резонирующая строю, вольнодумствующая часть общества не кучковалась, а во что-то игралась, делая вид, что работает.
      Конечно, есть позитивные фигуры, которые остаются преданными делу, но их мало, силы в противодействии с «рулевыми» не равны. Те ведь, в свою очередь, не дремлют и рассаживают удобную себе поросль обезличенных клонов.
      Нельзя не коснуться и резидентства на чужбине. Как правило, оформляя брак с аборигеном, коренным жителем, такие эмиссары от баянизма организовывают и возглавляют иноземные ячейки «секты» под соответствующими громкими названиями. Вот откуда пачками звонкие иностранные конкурсы и их международные победители.
      Ну а те, кто в «Нашей RUSSIA» остались, уж как Бог на душу положит. По три ставки в школе горбатиться, используя не земные, а марсианские сутки, ведь земных 24-х часов явно не хватает. На пароход, в ресторан, ди-джеить и тамадить на свадьбе, либо и то, и другое. Если повезёт, то с одновременным позволением присутствия по «трудовой» у гос-кормушки в ДМШ, ССУЗе, ВУЗе. Только вот смешно и одновременно грустно смотреть на такого лауреата-баяниста, потенциального профессора, занимающегося халтурой, переодевшегося и включившего «умняк», в академических коридорах, впаривающего неоперившимся птенцам перспективную химеру (успех-мираж на межд. конкурсе), дорогостоящий инструмент (без него ни как нельзя) и ещё что-нибудь в придачу.

  Ещё один крайне значимый и важный аспект для экономики любой страны – производство.
      Оно есть: Авралёв, Баринов, Гусаров, Моторин и другие производители, работают, не покладая рук. Но факты вещь упрямая – играют в основном на импортных инструментах. Здесь ситуация до боли в сердце напоминает наш автопром. Нет денег – любим родное, есть деньги – иноземное. Экономика в любом вопросе ставит всё на свои места. В конце концов, самое главное, чтобы было желание и стремление играть.

  Теперь музыкальные аспекты и их характеристики .
      Что касается концертов академических солистов-инструменталистов, то тут говорить не о чем, всё выражено чуть выше. Хотя это люди, к которым я испытываю огромное уважение! К ним вполне подходят характеристики-эпитеты: альтруисты, подвижники, старатели, в общем, фанаты своего дела. Именно на их костях многое держится. Но это лишь одна сторона медали.
      Другая - это артисты, часто весьма неординарные и талантливые, с приличной профессиональной огранкой, которые выбирают «лёгкий» путь, выполняя и поощряя непритязательные запросы похотливой публики. Но скорее всего, они уже функционеры от музыки, шоумены, которым остаётся переигрывать старые номера и умело продавать их как новые, уверяя, что этот эрзац и «микс» действительно крут.
      Здесь отчасти виноваты наши дорогие друзья – зрители(потребители), безропотно проглатывающие всю эту околомузыкальную халтуру, которые ещё и деньги за это платят! Хотя, платить должны как раз им – за интерес и внимание, которые они к подобной бледной копии западного музыкального делопроизводства (шоу-бизнеса) оказывают.
      И хочется сказать публике:
«Становитесь же, наконец, более разборчивыми и требовательными, не позволяйте себя обманывать, господа, покупающие билеты в кассах, думайте, разбирайтесь, формируйте культурный иммунитет!»

      В данной ситуации нам, музыкантам, не стоит ожидать, что случится чудо и народ сам, пресытившись музыкальным "комбикормом" до тошноты, выйдя из загона, вдруг вновь начнёт испытывать тягу к прекрасному и активно станет интересоваться настоящей музыкой, истинными культурными ценностями.
      Винить же артистов в том, что они сластолюбцы и угодники мамоне, упрекать за их любовь к деньгам (популярному формату) и отсутствие альтруизма в служении высокому искусству, по меньшей мере, глупо, ведь скрижали ни кто пока не выдал. Здесь работает другая аксиоматика – «Чем пошлее, тем башлее!»; «Все работы хороши, лишь бы были барыши!» и пр.
      По моему мнению, лукавят против истины и те, кого считают «акулами капитализма», медийными лицами нашего шоу-бизнеса, и те, кто по-старинке мирно кормятся у официальной, пусть и несколько скудной, но гарантированной бюджетной кормушки. У первых есть возможность накосить бабла пока всё мутно в сердцах и головах, у вторых остаётся мощный ресурс - распределять бюджетные места по своему усмотрению и клепать себе в угоду кнопочных и клавишных баянистов-лауреатов сидя на теперь довольно неплохой зарплате-гарантии от инертного и расточительного государства. Да, я не ошибся, именно «клавишных баянистов», иначе как ещё можно назвать «аккордеониста», который выучился исполнять все эти сложные «цирковые» номера у преподавателя-баяниста, который аккордеон и в руках-то не держал?!
      Роднит и функционеров и подвижников музыкального фронта только стремление к получению звания или ещё каких-либо знаков отличия и принадлежности, своеобразных «индульгенций», как реверанс в сторону государства («бронепоезд ведь стоит на запасном пути!»). Это своего рода легализация деятельности на ниве культуры.
      Тут они консолидированы! Один кричит: – «Я всю жизнь в филармонии «гармозил», хочу быть «застуженным артистом без публики»»! Другой: – «А я, всю сознательную жизнь провёл возле «сильных мира сего», играя им по пути их следования туда-сюда. Тоже хочу иметь до’кумент»!
      Кризис жанра налицо, и это катастрофично. Ситуация отягощена ещё и тем, что, увы, мы ничего не производим, а наоборот зависим от выделяемых на культуру средств. Только крепкая экономика может полноценно подпитывать дотационные сегменты, к которым мы, творческая когорта, относимся.
      Искусство в любом проявлении это тонкая сфера, именно она способствует эволюции человека-разумного. Думаю, что не надо переживать за музыку, если она настоящая она останется с людьми, они её сами выберут. Тот музыкальный мусор, который многолико представлен и активно развивается, уйдёт также быстро, как и народился.

    Просто нам, людям творческого склада, искушающим своими природными данными окружающих нас братьев и сестёр, следует быть искренними и ответственными за то, что творим!

   Поэтому если музыкант личность и ему есть что выразить своим творчеством, он призван следовать своим путем и вести за собой аудиторию, формировать вкус и запросы публики, а не идти у неё на поводу.
     
 Только путь этот сложный, трудоёмкий, затратный и путеводителя нет. Это своеобразный безвозмездный вклад творческих людей в создание благопристойного гражданского общества в России.
 
Роман МАМАЕВ (музыкант).
 
      

  p.s.   Уверен, подобная картина, с различными вариациями, имеет место и в других сферах искусства. Просто исторически, тот или иной вид исполнительства появлялся и складывался в других экономических и политических условиях, при другом общественно-социальном заказе.
 
21.03.2010г.
При перепечатывании материалов ссылка на источник обязательна.
Copyright MyCorp © 2017